14 ноября 2012, 12:17

Голландская неделя дизайна

Голландский дизайн знаменит во всем мире — в первую очередь тем, что соединяет редкостный здравый смысл с тонкой иронией. И Голландская неделя дизайна, хоть и проходит в маленьком городке Эйндховене на юге страны, гремит по меньшей мере на всю Европу. Помимо новинок, премий, инсталляций, выставок и лекций там еще и удивительная атмосфера — состояние, когда в изучение и познание дизайна вовлечен весь город.
Лампы кусочками

Дизайнер Пит Хайн Эк прославился мебелью, сделанной практически из мусора: использованных досок, старых металлических труб, залежавшихся на складе стеклянных пластин и т. д. Собственно, шкафы, столы и прочие предметы обстановки из разнокалиберных деревянных планок и стали его фирменным знаком. За такие вещицы европейцы, трепетно берегущие лес и прочие натуральные ресурсы, платят от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. Последнее пополнение коллекции — светильники Tree lamp и Scrap wood lamp с абажурами, словно составленными из разномастных дощечек (на самом деле это все-таки принт, но только в этом конкретном случае). Первый светильник — это действительно поднимающееся к потолку «дерево» с «ветками», на которые в произвольном порядке крепятся абажуры. Второй — обычный торшер с ножкой из нескольких реек и тем самым «дощатым» абажуром (на фото).
Слоеный стул

Вчерашний выпускник Академии дизайна Эйндховена, Дирк Вандер Кой вошел в мир дизайна, распахнув дверь буквально ногой: его первый стул (он же дипломная работа) Endless недавно был куплен нью-йоркским Музеем современного искусства для своей коллекции дизайна. Суть новинки очень проста: Вандер Кой задействовал промышленного робота, заставив его выдавливать размягченный пластик тонкой колбаской по заданному рисунку послойно. После чего материал, разумеется, затвердевает, а видимая конструкция стула становится его украшением, своеобразным орнаментом. Коллекционеры с удовольствием покупают Endless, что неудивительно: за относительно небольшие деньги каждый его покупатель становится обладателем уникальной, единственной в своем роде вещи.
«Шоколадное зеркало»

В Эйндховене была представлена и последняя работа звезд голландского дизайна Нинке Тинангел и Йоба Сметса из Studio Job — напольное зеркало De Koning Drinkt («Пьющий король») с рамой из бумаги, дерева, полированной бронзы. Свое имя оно получило по названию популярного комикса 1950-х годов, где заколдованное зеркало становится причиной случающихся с главными героями чудес. Цена зеркала, как сообщают в студии, предоставляется по запросу, но опыт показывает, что без €15-20 000 тут не обойтись: парочка из Studio Job считается самыми высокооплачиваемыми дизайнерами современности. И недаром: их неуемная фантазия рождает удивительные вещи на грани утилитарности и чистого искусства и за этими предметами коллекционеры становятся в очередь. Тем более что в случае с зеркалом очередь будет очень короткой: оно изготовлено в единственном экземпляре.
Шкаф-шкатулка

Дизайнер Кики ван Эйк работает с самыми разными техниками и материалами: среди ее последних работ есть и коллекция ламп, часов, шкафчиков из гнутой проволоки с фарфоровыми вставками, и ковры с рисунками сорных трав и цветов, и огородное чучело из дорогого выдувного стекла. Но настоящая жемчужина — это шкаф Sewing box cabinet, сконструированный по принципу раскладной деревянной шкатулки для рукоделия. Шкаф изготовлен из древесины вяза с вручную отлитыми и отполированными латунными деталями, но главное в нем — механизм, на создание которого понадобилось три года технических экспериментов. В результате шкаф раздвигается, превращаясь в набор отдельных ящичков, и так же одним движением руки снова схлопывается. Вещь проста на словах, но сложна в исполнении, так что выпущена будет лимитированной серией; цена соответствующая.
Кресло-дежавю

Кресло с оттоманкой, спроектированное дизайнерами Чарльзом и Рей Имз в середине 1950-х, за полвека стало классикой мирового дизайна — и вдохновило голландцев из компании Mal на создание собственной версии. Нилс Вилдерберг и Боб Копрэй из голландского Эйндховена основали новый мебельный бренд буквально только что, и пока в их каталоге есть одна-единственная модель — Mal 1956. Кресла с узнаваемым силуэтом вместо розового дерева и кожи делаются из яркого полиэтилена и благодаря современному материалу и современному способу производства годятся для использования на открытом воздухе — на террасе или в саду. Маленькая хитрость: там, где у кресла-прародителя были кнопки на кожаных подушках, у пластиковой версии — дырочки для слива дождевой воды. Кресло Mal 1956 весит около 30 кг.
Ванная с шампанским

Компания Geesa уже 125 лет выпускает аксессуары для ванных комнат и является лидером в этой области на рынке Нидерландов. Недавно ее ассортимент пополнился работами прославленного голландского дизайнера Марселя Вандерса. Его коллекция называется Haiku, и главная тема в этих «стихах» — контрастные сочетания хрома, керамики и дерева венге. В дополнение к обычным аксессуарам, которые бывают в ванной, — зеркалам, полкам, крючкам, мыльницам и держателям для полотенец и туалетной бумаги — известный жизнелюб и бонвиван Вандерс спроектировал вазы, рамки для фотографий, подсвечник и даже крепящееся к стене ведерко для шампанского. Другая «фишка» — в магнитах, которыми снабжена часть предметов. Это дополнительная гарантия, что мыльница или контейнер для шампуня не соскользнут с гладкой поверхности.
Чашки с нюансами

Коллекцию фарфоровой посуды Colour Porcelain Стефан Шолтен и Кароль Байингс из бюро Scholten & Baijings спроектировали для одной из старейших японских фарфоровых мануфактур 1616/Arita Japan. Посуда и впрямь получилась в японском духе: с рафинированными линиями и тонкой цветовой гаммой, подобранной в результате анализа исторических японских живописных произведений. Однако и европейская публика оценила ее по достоинству: по результатам голосования 13 000 посетителей выставки Dutch Design Award 2012 «Цветной фарфор» получил приз зрительских симпатий, не считая присужденного профессиональным жюри первого места в категории «Лучший продукт широкого потребления».
Ведро лазурной синевы

Дизайнер Роберт Бронвассер стремится улучшить и усовершенствовать самые банальные повседневные предметы, делая их более красивыми и удобными. Недаром его дизайн-бюро называется Smool — от английского smooth (гладкий) и cool (клевый). Бронвассер считает, что «хороший продукт хорошо выглядит, не доставляет проблем при пользовании им, и его просто клево иметь». Собственно это он и хотел наглядно продемонстрировать своей последней по времени разработкой — пластиковым ведром. Которое тут же хочется купить домой, выбросив всех этих жестяных и пластиковых уродцев: плавная скругленная, а не круглая форма, легчайший материал и ручка, которая ложится в руку как влитая. Ведро пока не запущено в производство, но где-нибудь через полгода его уже наверняка можно будет найти в магазинах.
«Крупный бык» на двух ногах

Дизайнер Вернер Ньюманн — не просто дизайнер, но и мастер, ремесленник, руками создающий собственные произведения в единичном экземпляре или небольшими тиражами. Под собственным лейблом он выступает буквально пару лет, но уже успел поразить публику и запомниться ей своими креслами и комодами с отделкой из березовой коры. В этом году у него новая тема — коллекция шкафов-скульптур Organic Collection. По названию понятно, что вещи в ней — обтекаемых, органических форм. Сделаны они из цельного дерева, а поверхность каждой покрыта необычным для мебели материалом, например латунью или кожей. Скажем, на обивку для стеллажа Big Bull ушло пять коровьих шкур!




Понравился пост "Голландская неделя дизайна"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку: