Авторизация
Зарегистрироваться

Запомнить меня

27 декабря 2011, 13:57

Как спрятали целую реку и посадили сад

Есть в Москве река, которую все знают, но которую почти никто не видел. И только самые любознательные могут увидеть ее устье рядом с Большим Каменным мостом. Догадались, о какой реке идет речь? Ну, конечно, это Неглинная, или просто Неглинка. Река, которая во многом определила структуру нашего города. А еще этой реке обязаны своими названиями многие улицы и переулки.



Традиционное объяснение названия исходит из формы Неглинна, то есть «река с неглинистым дном, берегами». Однако существование названия с подобным смыслом маловероятно из-за его не информативности; отрицая глинистость дна, оно ничего не говорит о его действительном характере (песчаное, каменистое, илистое или какое-нибудь другое). Можно предположить связь названия с диалектным словом неглинок — болотце, болотистое место с родниками. В старой литературе не раз отмечалось образование заводей, топей, болот на этой речке, ее мелкость, медленность течения.

В начале XVI века рядом с московским Кремлем была завершена грандиозная работа по прорытию рва, соединившего две реки — Москву и Неглинку (Неглинную). С этого времени Кремль оказался на рукотворном острове, сделавшем его практически неприступным. Со временем водная преграда, защищавшая подступы к Кремлю, утратила стратегическое значение.

В начале XVI в. водами Неглинной был заполнен ров вдоль Кремлевской стены. На реке соорудили каменные плотины, образовав цепочку из шести связанных между собой прудов, которые использовали для разведения рыбы и для тушения пожаров. По берегам Неглинки располагались мельницы, кузницы, бани и мастерские. Имелось 4 моста: Воскресенский (его фрагменты обнаружены при археологических раскопках на Манежной площади в 1994 г.), 3-пролетный Кузнецкий, древнейшие Троицкий и Петровский (обнаружен при переустройстве сцены Малого театра).

Неглинная принимала справа ручей из Бутырского пруда, ручей из Антроповых ям, р. Белую и Успенский вражек, слева — р. Напрудную и ручей из Даева пруда.

В середине XVIII в. в связи с ростом населения и развитием промышленности вода в Неглинной, уже сильно загрязненная, дурно пахла; часть прудов, которые назывались Самотекой, решено было спустить.
Постепенно ров стал обваливаться и зарастать, а берега Неглинки застраиваться банями, мельницами и кузницами. Появились плотины, превратившие русло речки в каскад прудов. Вот как описывал этот период в комментарии к литографии «Кремлевский сад и Манеж» художник О. Кадоля: «Когда-то Кремль был окружен рвами со стоячей водой и нечистотами, что очень портило вид и загрязняло воздух; эти два неудобства были устранены благодаря насажанным вокруг Кремля садам, которые в сочетании со стенами и башнями приобрели необыкновенную живописность». Но одних садов было бы мало для приведения мест в центре Москвы в порядок. Потребовалось полностью засыпать ров, а Неглинку упрятать в трубу коллектора. Выход этой трубы хорошо видно на картине М.Н. Воробьева «Вид московского Кремля со стороны Каменного моста». И в наши дни выступающую над водой выходную часть коллектора можно увидеть с Большого Каменного моста.



Во время войны со шведами в 1707—1708 гг. были произведены земляные работы по укреплению стен Кремля и Китай-города. В ходе строительства Неглинная была переведена в ров, расположенный приблизительно там, где ныне решетка Александровского сада, а ее русло засыпано землей, после чего там были возведены бастионы, которые были снесены лишь в 1819—1823 гг.

В 1817—1819 гг. р. Неглинную, на протяжении 3 км заключили в трубу (отсюда название Трубной площади). Однако коллекторы нередко загрязнялись, не вмещая всего объема воды, особенно в половодье и в паводки, что приводило к затоплению прилегающих улиц. К 1966 г. создано второе устье: сооружен коллектор (длиной около 1 км, диаметром до 4 м), протянувшийся от Театральной площади под улицами Никольской и Варваркой, который сливает воды р. Неглинки в Москву-реку. В 1970-х гг. проложено новое русло (длиной свыше 900 м) от Трубной площади до улицы Охотный ряд.



На месте, где раньше протекала Неглинка, вдоль Кремлевской стены с 1818 года стали разбивать каскад садов по проекту архитектора О.И. Бове. Первоначально он назывался Кремлевским, а затем был переименован в Александровский. Мы привыкли называть этот зеленый уголок в центре Москвы садом, а ведь первоначально его называли садами, так как состоит он из трех садов, оформленных в едином планировочно-ландшафтном стиле. Верхний сад, открытый для публики в 1821 году, простирается от Угловой Арсенальной башни до Троицких ворот. Средний, длиной почти в 400 метров, — от Троицких до Боровицких ворот. Нижний, самый короткий, идет от Боровицких ворот до Кремлёвской набережной. В наше время Нижний сад закрыт для посещения, но, судя по его виду, ухаживают за ним старательно.



Основным украшением сада стали многочисленные деревья, декоративные кустарники, цветники и клумбы. Первым архитектурным украшением стал грот «Руины», встроенный в насыпь около Средней Арсенальной башни. Когда-то на этом месте был редут с пушками, построенный Петром I в годы Северной войны. Этот грот оказался единственным из украшений первоначального сада, дожившим до наших дней. Любопытно, что сооружен грот из обломков московских зданий, разрушенных в период наполеоновского нашествия. Когда-то в нем играли военные оркестры, напоминая посетителям сада о том славном и трагическом времени.

Вскоре после открытия Александровский сад опоясали чугунной оградой, а со стороны Кремлевского проезда установили парадные чугунные ворота, отлитые на Баташевских заводах. На воротах помещены изображения военных атрибутов, напоминающих гуляющей публике о победоносном завершении Отечественной войны 1812 года и последовавшего за ней заграничного похода русской армии.



Александровский сад сразу же стал любимым местом отдыха москвичей и свидетелем многих знаменательных событий. В 1872 году по случаю 200-летия со дня рождения Петра I в саду была организована Политехническая выставка. Выставка имела грандиозный успех. На ней, в частности, демонстрировалась такая техническая новинка, как первая московская конка. Экспозиция этой выставки послужила основой для вскоре созданного Политехнического музея.

В 1913 году в начале Александровского сада началось сооружение обелиска в честь 300-летия царской династии Романовых. Обелиск выполнили из серого гранита и увенчали двуглавым российским орлом. Его можно увидеть и в наши дни, но на новом месте и в измененном виде. 31 августа 1918 года газета «Правда» писала: «В Александровском саду заканчиваются работы по удалению надписей на обелиске Романовых. На этом обелиске будут выгравированы имена всех видных революционеров». Благодаря такому «обновлению» обелиск и сохранился.

В 1918 году в саду появилось еще два памятника, установленных в соответствии с планом монументальной пропаганды. Это были памятники Робеспьеру и И.П. Каляеву, совершившему убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Но они просуществовали недолго.



В декабре 1966 года, когда отмечалась 25-я годовщина разгрома фашистских войск под Москвой, в саду, у Кремлевской стены, торжественно погребли останки неизвестного солдата, погибшего при защите столицы. Траурная процессия доставила их с 41-го километра Ленинградского шоссе, где они покоились в братской могиле. 8 мая 1967 года около главного входа в сад состоялось открытие Могилы Неизвестного солдата – главного военного мемориала столицы, увековечившего память безвестных героев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В центре мемориального ансамбля, сооруженного по проекту архитекторов Д. Бурдина, В. Климова, Ю. Ратаева и скульптора Н. Томского, — изготовленная из красного гранита плита, к которой ведут шесть широких ступеней. В центре плиты над бронзовой звездой горит Вечный огонь Славы. Отблески пламени падают на лаконичные слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Завершают композицию бронзовые символы солдатского бессмертия: склоненное знамя, лавровая ветвь и простая каска.

Продолжением мемориала является гранитная аллея, на которой расположены порфировые блоки с замурованной в них землей из городов-героев. С 1997 г. сюда переведен от мавзолея В.И. Ленина Пост №1 — главный военный пост страны. У мемориала всегда живые цветы, но особенно многолюдно здесь в майские дни, когда народы некогда единого Советского Союза отмечают День Победы.



Но сколько следов в московских названиях оставила Неглинка! Это и Неглинная улица, полностью повторяющая русло реки, и 1—3 Неглинные переулки, и Кузнецкий мост, разобранный как мост в уже упоминавшемся 1819 г.
Неглинная улица — самая «молодая» из центральных московских улиц. Возникла по сути дела только в 1819 году, когда реку Неглинку заключили в трубу. До 1922 года называлась Неглинным проездом (московская шутка — «эй, длинный, где проезд Неглинный?»).



Улица Кузнецкий мост. В конце XV века великий князь московский Иван III основал слободу кузнецов, трудившихся на расположенном рядом Пушечном дворе. В слободе через реку Неглинку построили мост, названный, конечно, Кузнецким. В XVIII веке улица по обе стороны моста стала называться «Кузнецкий мост». В 1819 году мост разобрали. Название улицы осталось, надеюсь, на века.






Понравился пост "Как спрятали целую реку и посадили сад"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку:



Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Всем интересно ваше мнение об увиденном. Для написания комментария, пожалуйста, зарегистрируйтесь!