02 февраля 2010, 10:21

Древние Храмы Москвы



Церковь Троицы Живоначальной в селе Хорошево построена в 1596-98 гг. Как и послуживший образцом для ее постройки «старый» собор Донского монастыря, она приписывается зодчему Федору Коню. В это время Хорошево было вотчиной Бориса Годунова, которому его подарил царь Федор Иоаннович, получивший его от отца – Ивана Грозного.
Храм Троицы поставлен на высоком берегу над излучиной Москвы-реки. Он построен из кирпича, с небольшим добавлением белого камня. Два придела – северный в честь Св. Николая и южный в честь Илии Пророка – были построены одновременно с храмом. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников – «огненное» завершение. Два нижних ряда их украшают разноцветные круглые вставки – узорные «изникские» блюда (по месту изготовления, селению Изник в Малой Азии). Апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.
В XVII веке к церкви пристроили крытую галерею, в середине XVIII века (1764-1768 гг.) выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней, в 1845 году разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней.
В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб. В 1963- 1964 гг. под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, в основном вернув первоначальный облик.
В 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе построена в первой половине XVI в. или даже в конце XV в. Система перекрытия – крещатый свод – роднит ее с церковью Зачатия Анны «что в углу», построенной в эти же годы в Китай-городе. Сама церковь полубутовая: снаружи и внутри стены сложены из белого камня, промежуток заполнен битым камнем, залитым известковым раствором. Своды и подкупольный барабан построены из маломерного кирпича. Возможно, церковь Трифона – первый образец бесстолпного храма с трифолийным завершением и крещатым сводом. Иногда ее строительство приписывают Аристотелю Фиораванти, строителю Успенского собора Московского Кремля.
В XVIII-XIX вв. церковь перестраивалась и «обстраивалась». Позакомарное перекрытие было заменено четырехскатным, появились новые приделы, трапезная, трехъярусная колокольня псевдорусского стиля, сильно исказившие внешний облик храма.
В советское время церковь отдали для строительства «ушной больницы». В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки. В конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида. Восстановили прежнюю крышу, перспективный портал, в юго-западном углу поставили маленькую звонницу на двух колоннах – аналогичную изначальной.
Теперь храм открыт, хотя службы в нем проводятся не часто.

Рождественский собор был построен в 1501-1505 гг. на месте сгоревшего при пожаре 1500 года старого каменного собора.
Четырехстолпный трехапсидный храм имеет одну главу. Он имеет много общего и со Спасским собором Спасо-Андроникова монастыря и с церковью Зачатия Анны что в углу. Интересна система кладки купола: благодаря изогнутым рядам кирпичей, поставленных «на угол», образуется хорошо видимый снизу концентрический узор («паук»). Этот способ кладки применяли итальянцы, много работавшие в Москве в эти годы.
В 1547 г. собор горел. Возможно тогда в южной апсиде был сделан Никольский придел, увенчанный шлемовидной главкой. В 1676-87 гг. разобрали звонницу Рождественского собора и взамен ее пристроили к собору с юго-запада шатровую колокольню. В 1835 г. она пострадала от удара молнии и была разобрана.
Монастырь был закрыт в 1921 г. В конце 20-х годов Рождественский собор подвергся значительным перестройками. В 1960-64 гг. собор был частично отреставрирован, при реставрации ему возвращен первоначальный вид. Внутри собора сохранились остатки древней кирпичной кладки и живопись конца XVIII в. В трапезной сохранились три белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII- XVIII в.
В 1991 г. здания монастыря были возвращены церкви. В 1993 г. он возродился как ставропигиальный женский монастырь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (старом т.к. сам Симонов монастырь позднее был перенесен несколько севернее) стоит на месте еще более древней церкви, построенной, по преданию, с благословения Сергия Радонежского. Каменная Церковь Рождества построена в 1509-1510 гг. Алевизом Новым. В монастыре были погребены герои Куликовской битвы иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Долгое время их имена почитались без официальной канонизации, пока в ХХ веке они не были причислены к лику святых.
От древнего храма, построенного Алевизом Новым, сохранилась нижняя половина основного объема, до резного фриза, делящего фасад по горизонтали пополам. Сохранились и красивые перспективные порталы с юга и севера четверика, украшенные «дыньками».
Как и повсеместно, в XVIII в. позакомарное покрытие храма, характерное для древнерусской архитектуры, было заменено четырехскатным, более практичным. В середине XIX века поставили каменные трапезную и колокольню на месте деревянных, построенных в XVIII в.
В советское время храм оказался на закрытой территории нового завода «Динамо». Надгробие могил Пересвета и Осляби продали как железный лом. Главу церкви и колокольню сломали, а в церкви установили мощный мотор. К счастью, несмотря на чудовищную вибрацию, древние стены выстояли.
В 1989 году церковь была открыта, началась ее реставрация. Сейчас по территории завода проложен специальный проход к храму.

Собор Петра Митрополита посреди монастырского двора в Высокопетровском монастыре был построен зодчим Алевизом Новым в 1514-1517 гг. Восьмилепестковый нижний ярус несет световой восьмерик, перекрытый сводом и завершенный граненым шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» расположены по странам света, а между ними по диагоналям – меньшие. Окна были узкими с арочной перемычкой и крутыми откосами (два таких оконных проема раскрыты в алтарном выступе). Проемы были обработаны филенками из белого камня. Крыша собора была черепичной.
В конце XVII века по заказу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, желавшей ознаменовать таким образом победу Петра I над его сестрой Софьей, храм был обновлен в стиле московского барокко, его окружили низким гульбищем. Изначально храм был посвящен св. Петру, а после реста- врации, законченной в 1690 г., его переосвятили в честь Петра Митрополита. В 1920-е гг. монастырь закрыли и передали его здания гражданским учреждениям. Уникальный резной иконостас 1690 г. сохранялся в храме вплоть до 1940г., после чего был бесследно утрачен.
Перестройки так изменили вид храма, что долгое время считалось, что в 1690 г. он был построен заново, а не обновлен. Архитектор Б.П. Дедушенко, проведя исследования, установил, что здание, построенное Алевизом, уцелело. Гульбище вокруг собора Петра Митрополита тоже считалось утраченным. Ныне выяснено, что оно скрыто культурным слоем, но в основном сохранилось и подлежит восстановлению с включением сохранившихся фрагментов крыльца.
С 1998 года в церкви Петра Митрополита возобновлены богослужения.

Собор Донской Иконы Божией Матери посреди южной части монастырского двора, ныне именуемый Малым или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. при царе Федоре Иоанновиче. Его строителем возможно был знаменитый зодчий Федор Конь, строивший также в Московском Кремле. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским.
В 1591г. во время нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея на месте собора находилась походная церковь преподобного Сергия Радонежского в главном стане русских. Поэтому монастырь назвали монастырем Пресвятой Богородицы Донской «что в Обозе». По особо чтимой иконе Донской Божией Матери стал называться и собор.
Храм был бесстолпным, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением.
В 1679г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная. В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. В 1748г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную.
В 1920-е гг. храм был превращен в музейный зал, а в 1946г., снова открылся как храм. В нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. И поныне Донской монастырь снабжает миром все русские приходы.

Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 гг. и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора.
Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича. Его своды опираются на крещатые столпы. Пять глав собора поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Высокие барабаны под куполами – световые, с узкими щелевидными окнами. Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530 гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686 годах мастерами Оружейной палаты Климом Михайловым «со товарищи». В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759 году при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников.
После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.

Церковь-колокольня Святого Георгия – редкий образец русского зодчества – церкви «иже под колоколы». Первоначально (во второй четверти XVI столетия) она была возведена как звонница при основном храме Вознесения Господня, на месте деревянной церкви, построенной Дмитрием Донским в 1380 г.
Круглая в плане, она состоит из 2-х ярусов, причем нижний объем более массивен, в то время как верхний, пронизанный сквозными арками, выше и легче. Сам колокольный столп членён на 5 осей. В летописи 1640 г. она упоминается все еще лишь как звонница, но в конце XVII столетия, после приспособления нижнего яруса под алтарь церкви и пристройки деревянной трапезной, ансамбль стал называться Храмом Георгия Великомученика. Архитектурный облик колокольни изменился: были выложены круглые окна с декором, появились новые дверные проемы. В XIX веке на месте деревянной трапезной была выстроена каменная.
В начале XX века (30-е годы) начинаются реставрационные работы. В 1970-е годы реставрация продолжена архитектором Н.Н. Свешниковым. В 2005 году была заново построена каменная трапезная. Звоннице возвращена основная функция – воссоздан колокольный звон – подвешены 10 колоколов, обеспечивающих полифонию звучания. Благодаря этому, сейчас в Коломенском можно послушать проходящие регулярно концерты колокольного звона.

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались. Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника.

Церковь Никиты на Швивой горке, построена в 1595 г. Построил её Савва Емельянович Вагин по челобитью Дмитрия Годунова на основе более раннего здания, от которого сохранились одностолпный подклет, апсида с кладкой из белого камня и маломерного кирпича, столбы первоначальной галереи и нижняя часть храма. Бсстолпный куб основного храма перекрыт крещатым сводом.
В 1684-85 гг. вплотную к стене храма с южной стороны был возведен Благовещенский придел с трапезной. Шатровая колокольня поставлена с северо-запада от храма. Она замкнула старую галерею-гульбище, с которой попадали на верхние ярусы колокольни.
Сразу после 1917 г. храм был закрыт. Его занимали различные «заведения»; в 1930 г. были снесены ограда и ворота. В 1935 г. директор Литинститута им. Горького И. Луппол просил президиум ВЦИК храм снести для строительства нового здания. Разрешение было получено, однако снос почему-то не состоялся. В 1958-60 храм отреставрировали и отдали под склад студии «Диафильм», которая занимала его до 1990 г.
В 1970-х гг. был отреставрирован южный придел. При реставрации были устранены барочные детали, восстановлены завершение храма и шатер колокольни.
В 1992 г. в храме были возобновлены богослужения. В нем возрождено подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря.

Спасо-Андроников мужской монастырь на левом берегу р. Яузы был основан в 1357 г. митрополитом Алексием. Он назван по имени первого игумена – ученика Сергия Радонежского Андроника. Во второй половине XIV в. в монастыре построен деревянный Спасский собор, а в 1420-27 собор был перестроен из белого камня. В нем сохранились фрагменты фресок, выполненных под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В соборе находилась особо почитаемая святыня – икона Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.)
Не раз за свою 6-вековую историю монастырь превращался в узилище. В августе 1653 г. в монастыре содержался под стражей мятежный протопоп Аввакум. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а на его территории был организован один из первых лагерей ВЧК. В 1929-32 гг. была уничтожена колокольня монастыря, построенная в 1795-1803 гг. архитектором Р.Р. Казаковым, в 1928 г. уничтожен некрополь Андроникова монастыря, где был похоронен Андрей Рублёв.
В 1959-60 гг. в процессе реставрации коллективом под руководством архитектора Л.А. Давида собору был предан первоначальный вид. С 1985 г. в монастыре находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
В 1989 г. собор был заново освящён, в нем возобновились богослужения. С 1993 ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружен древний престол собора.

Каменная посадская церковь Зачатия Анны была поставлена в конце XV века. В XVI в., когда была построена Китайгородская стена-крепость, церковь оказался в углу, образованном ее восточной и южной стенами – отсюда название храма «Зачатия Анны, что в углу». Большой московский пожар 1547 года сильно повредил храм. Начавшиеся вскоре восстановительные работы привели к заметным изменениям его облика. Одноглавый, бесстолпный с крестчатым, сомкнутым сводом, выложенным из кирпича, перерезанным 4-мя крестообразно расположенными распалубками. Такой свод позволил зодчим обойтись без внутренних опор разбивающих внутреннее пространство храма. Он же определил и завершение каждого фасада трехлопастной аркой.
В XVII веке к церкви были пристроены северный и южный приделы и паперть-гульбище с двухъярусной аркадой.
В 1920-х годах храм закрыли, внутреннее убранство было утрачено. При реставрации 1955-58 гг. были восстановлены архитектурные формы XV века (архитектор Л.А. Давид). Реставрация не только вернула храму первоначальный облик, но и позволила показать оригинальную часть здания – подклет скрытый землей позднейших наслоений. Церковь уцелела при строительстве гостиницы Россия и долгое время соседствовала с ней.
В 1994 году храм передан РПЦ. После сноса гостиницы доступ в церковь оказался затруднен.
meta-68.livejournal.com/tag/meta
Скачать: narod.ru/disk/17373618000/2010.pdf.html

  •  0 



Понравился пост "Древние Храмы Москвы"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку: