30 апреля 2010, 11:12

Город-Герой Сталинград

Нет на всем постсоветском пространстве человека, кто бы не знал о подвиге Сталинграда, ибо Сталинградская битва была одним из самых кровопролитных сражений второй мировой войны.

Мы говорим — мужество, а подразумеваем — Сталинградскую битву.
Мы говорим — Сталинградская битва, а подразумеваем — мужество.

ГОРОД, ВОСКРЕСШИЙ ИЗ МЕРТВЫХ


Тема городов-героев находит у вас, дорогие читатели, много откликов. И рефреном проходит основная мысль в комментариях: главное, не предать забвению. Не предать забвению подвиг советского народа. Подвиг солдат Красной армии. Подвиг каждого, кто стал на защиту Родины — не будет забыт, пока мы об этом помним.
Но я столкнулась с одной проблемой. Материалов много, выбрать наиболее достойный, задача непростая. А уж если речь зашла о Сталинградской битве — тем более. Поэтому в данном посте речь пойдет о Мамаевом кургане. Каменные скульптуры красноречиво передают весь драматизм героической битвы нашего народа в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом. В битве, в которой было пролито столько крови, что кажется, нет ни одного камня в окрестности, который был бы не обагрен человеческой кровью… Здесь бои не прекращались почти 200 дней.



Контроль за «высотой 102,0», как обозначался Мамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Бои в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия».
Вводная композиция-горельеф «Память поколений»

Вход в храм вечной славы героев битвы обозначен вводной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В. И. Ленина у подножья Мамаева кургана. Тема композиции – память поколений.
В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей Советского Союза. С венками и знамёнами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти павших героев-воинов.
Люди движутся неторопливым шагом. Их лица сосредоточены, головы опущены. Они зовут посетителей памятника к широкой лестнице.
Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям (открыта 02.02.1983 г., дополнена 09.05.1985 г.).
В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.
Широкая лестница выводит на Аллею пирамидальных тополей.



Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля. По мере приближения к вершине кургана всё явственнее выступает композиция «Стоять насмерть», затем, как бы над ней поднимается скульптура Родины-матери.
Уже отсюда, с насыпи гребня, на котором в два ряда выстроились пирамидные тополя, видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы.
По авторскому замыслу все эти компоненты, как фон огромной панорамы, как увертюра эпической симфонии, подготавливают чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города-героя не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.
Приказ родины «Стоять насмерть!» жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.
Площадь «Стоявших насмерть»

Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору.



Стены-руины



За композицией «Стоять насмерть» расположены стены руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих «развалин» выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве.
Стены-руины — каменная книга, героическая летопись: «Каждый дом — крепость». Эта и множество других надписей — волнующая история борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы. Отступать было некуда, бой шёл за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр Сталинградской земли.
На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: «За Волгой для нас земли нет» – это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.
Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности ей. В суровом строю застыли воины. Над ними знамя с изображением Ленина. Уходя в бой, они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знамёнами, перед тобой, родная коммунистическая партия, перед всей Советской страной мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия».
Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собою город. Он ранен в грудь. Обнажено сердце, но воин не упал. Здесь умирали стоя.
Комсомольский билет пробит осколком снаряда или пулей.
Члены всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи — комсомольцы — всегда были верны родине. Они шли в бой с верой в победу и своими боевыми делами вписали в историю борьбы за Сталинград много ярких страниц массового героизма. Их отважные сердца не боялись огня и пуль. Об этом свидетельствуют хранящиеся в музеях пробитые пулями билеты Алексея Очкина — командира группы «57 бессмертных»; Василия Бутова и Александра Олейничева, погибших при защите тракторного завода; сына испанского народа, защитника Сталинграда Рубена Руиса Ибаррури…
В конце левой стены изображён символический эпизод: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. Их лица неподвижны. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. Они живут в сердцах своих соотечественников. Здесь звучит орган. Музыка Баха утверждает глубину авторского замысла, навеянного осмыслением событий сурового времени.
Правая стена — вторая часть каменной книги — раскрывает сущность героической борьбы на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «Я из 62-й!» — и устремляется в бой.
Много надписей было оставлено на стенах домов, в которых сражались защитники Сталинграда. Автор как бы перенёс их сюда, на памятник, сохранив почерки и содержание.
«Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце — действуй!» — писал Чуйков в инструкции для штурмовых групп. Да, отвага в сердце бросала солдат на решительные действия.
Выписка из протокола комсомольского собрания:
Вопрос: «Существуют ли уважительные причины ухода с огневых позиций?»
Ответ: «Из всех оправдательных причин только одна будет принята во внимание — смерть».
Суровая правда суровой поры. Но это не значит, что все защитники священных рубежей были обречены на смерть. Нет. Наоборот, такая требовательность обязывала и молодого солдата и бывалого командира умело оборонять свои позиции, разить врага и тем самым утверждать право на жизнь.
Рядом, на изрешеченной осколками и пулями стене, чьей-то рукой написано: «Если погибну, считайте меня коммунистом». Так писали сотни и тысячи воинов, уходя в бой. В бою, в огне сражения они проверяли себя, свою готовность быть в рядах партии и носить высокое звание коммуниста. Советский народ без оглядки вверил коммунистической партии свою судьбу, потому что в мире не было и нет другой партии, которая с такой последовательностью, настойчивостью и бесстрашием боролась за интересы трудящихся. И чем грознее опасность, тем плотнее объединялись советские люди вокруг своей партии. Вот почему в период самых жестоких боёв — в сентябре и октябре 1942 года — на Сталинградском фронте было принято в партию 14 400 воинов.
Вверху, над изображением танка, выступает рельефный силуэт солдата в каске. По-русски красив и отважен этот молодой солдат. Он пристально смотрит в сторону врага. «Огонька им, ребята, побольше, чтобы не забывали гады, чья эта улица, чей этот дом!.. Сержант Павлов». Автор как бы выхватил из жизни героического гарнизона Дома Якова Павлова всего лишь один момент, но воскресил в памяти все 58 огненных дней и ночей, всю ярость напряжённой борьбы за один дом.
С не меньшей выразительностью и глубиной рассказывает фрагменты, размешённые в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдавая всё для фронта, всё для победы. Каждый фрагмент волнует и вызывает чувство гордости за людей героического тыла. И тут нельзя не сказать: подвиг ратный — родной брат трудовому.
Площадь героев



«Выстояв, мы победили смерть».

Вторая скульптура рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Наряду с мужчинами несли тяготы войны и женщины. Только в 62-й армии свыше тысячи женщин было награждено орденами и медалями. Среди них – зенитчицы, связистки, лётчицы, танкисты, но чаще всего медицинские сёстры, санитарки, врачи.

Третья композиция рассказывает о славных моряках. Прижав к себе связки гранат, решительно устремился вперёд моряк, он готов отомстить за погибшего товарища, готов броситься под фашистский танк, но не пропустить врага.

Четвёртая композиция передаёт напряжение раненого командира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем.

Пятая композиция — погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперёд. Здесь выражены мужество и отвага защитников волжской твердыни.

Шестая композиция аллегорическая – два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.
На другой стороне водяного партера, слева, располагается более чем стометровая стена в виде развёрнутого и сильно удлинённого знамени. На ней слова:«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!».

Зал воинской славы








Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот — и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота — тридцать с половиной метров, диаметр — сорок один метр.
На фоне золотой смальты по всему периметру стены свисают тридцать четыре символических красных знамени, они тоже из золотой смальты. На этих мозаичных знамёнах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу до верху. Над знамёнами — широкая лента, и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью Родиной!».
Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре потолка сделан проём диаметром в 11 метров. В проёме располагается золотой венок, обвитый лентой от медали «За оборону Сталинграда».
Цент зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
По мере подъёма по спиральному пандусу перед взором открывается величественное изображение главного монумента. Выход расположен на уровне следующей террасы — площади Скорби. Скульптурная композиция на эту тему открывается сразу при выходе из Зала воинской славы.
Площадь Скорби


На площади — склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. Композиция выполнена в бетоне, но скульптор словно превратил его в эластичный, почти прозрачный материал, который наброшен на тело погибшего солдата.
Война принесла горе чуть ли не в каждую семью. Спят сыновья в братских могилах от Волги до Берлина. И пусть в облике этого воина каждая мать увидит памятник своему сыну, не вернувшемуся домой. В этой скульптуре выражена не только глубокая скорбь, но и протест женщин против войн, уносящих миллионы жизней. Дорого обошлась человечеству вторая мировая война. Только наша страна потеряла в ней 20 миллионов человек.
Главный монумент

Над площадью Скорби поднимается насыпной курган — святая святых памятника — братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведёт серпантинная дорожка, вдоль которой надгробные плиты — знаки братских могил.
Венчает весь ансамбль скульптура Родины матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге — это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига.
Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.
Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Сам материал подчёркивает суровый характер борьбы, героического подвига советского народа.
На земном шаре много гор и хребтов, больших и малых высот. Среди их Мамаев курган обозначен почти незаметной точкой, но в истории мировой войны он отмечен как самый значительный пункт.
Фашисты были на Мамаевом кургане, они рассчитывали нанести отсюда смертельный удар в сердце Родины, но просчитались. После разгрома на Волге Гитлеру не удалось удержать свои армии ни на Дону, ни на Днепре, ни на Висле и Одере, а у Берлина от них остались одни осколки.
Уже в феврале 1943 года с вершины кургана советским воинам стала видна заря победы. Попрощавшись с руинами города-героя, они пошли на Запад, на Берлин.
Представители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город восстановить невозможно. Бывший посол США в Советском Союзе Дэвис, увидел развалины улиц и заводских корпусов, сказал: «Этот город мёртв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-либо воскрес из мёртвых».
Западные дипломаты советовали обнести развалины проволокой и оставить как огромный исторический музей, считая, что на этом можно хорошо заработать.
Но советский народ не мог пойти на это. Волею коммунистической партии и усилием всего советского народа легендарный город возрожден. Он стал крупным промышленным центром страны, портом пяти морей.
И сегодня с вершины кургана виден цветущий город-герой Волгоград.













События Сталинградской битвы имели колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны, это был точка великого перелома в его ходе. И признанием этого вклада служат не только грамота американского президента Франклина Рузвельта и меч английского короля Георга VI, бережно хранимые ныне в Волгоградском государственном музее-панораме «Сталинградская битва», но и площади и улицы имени Сталинграда в Париже и Лондоне, других странах Европы и Америки, а также тот неоспоримый факт, что во всем мире из всех драматических моментов Второй мировой войны на Восточном фронте, единственно известный ныне — Сталинградская битва.



  •  0 



Понравился пост "Город-Герой Сталинград"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку: