19 июня 2013, 15:52

Смеяться или плакать над советской рекламой

Один блогер поделился с очень интересным рассказом о рекламе, которая была в СССР.


«Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества». БСЭ



Спустя десятилетия над нашей старой рекламой можно добродушно умиляться, но нельзя отрицать, что ее образцы, над которыми трудились известные художники и литераторы, можно отнести к произведениям искусства. А если кто-то считает, что рекламы в СССР не было, то он просто не углублялся в ее достаточно длинную и интересную историю. Как это не было? Так вот же она!



Изучение тенденций развития современной рекламы не проходит без последствий. Начинает интересовать история, корни. Волнует вопрос: а что было в нашей стране? Была ли реклама в Советском Союзе?



Определения

Во-первых, хочется вспомнить, как определяли рекламу в одном из основных источников знания и справки в то время – в Большой Советской энциклопедии. «Реклама — это средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества».



Иначе определяет рекламу ведущий политический деятель СССР, Анастас Микоян: «Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».



Сам отец рекламной мысли – Д. Огилви в своей книге говорит, что не мог бы ее определить лучше. То есть понимание того, что такое реклама, было у избранных, причем довольно точное. Массам же пропагандировали рекламу как корень зла наравне с другими идеями капитализма. Или нет?



Плакаты



Не найдя точного ответа в определениях, обратимся к самой рекламной продукции времен СССР. Изучив более сотни образцов печатной рекламы СССР, логично сделать следующие выводы:
в большинстве случаев рекламируются категории товаров;

слоганы не отличаются разнообразием;

часто используются императивы: покупайте, пейте, пользуйтесь, курите, летайте и др.;

часто употребляют слово «лучший»;

на общем фоне выделяются работы В.В. Маяковского (слоганы) и А.М.Родченко (графика и фото): «Лучших сосок не было и нет», «Книги по всем отраслям знания» ЛЕНГИЗ (только Родченко), «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)», «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон».



Удовлетворило ли это пытливый ум заинтересованного рекламой Страны Советов? Конечно нет! Идем дальше и открываем учебники по истории рекламы.

История советской рекламы. 1917-1991



1917 г. – издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Он вводит монополию на «печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения». Имущество всех рекламных агентств в соответствии с данным распоряжением конфисковывалось.

1918 г. — принимается еще один декрет – «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики». В нем предусматривалась организация во всех почтово-телеграфных конторах страны приема объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях. Однако начавшаяся гражданская война и политика военного коммунизма так и оставили решения этого декрета на бумаге.



1918-1922 гг. – рекламы как таковой в СССР не существует. Исключение составляет политическая реклама.
Основной предпосылкой ее бурного развития стал появившийся выбор у бывших подданных Российской империи. Различные политические силы предлагали согражданам совершенно противоположные сценарии будущего страны. Естественно, что целью политической рекламы в комплексе с агитацией и пропагандой было привлечение населения на свою сторону. Именно к этому периоду относится знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?» Моор (Орлов) Д. С. 1920, «Даешь» Дейнека А. А. 1929.
1922 г. – переход к Новой экономической политике (НЭП) и возрождение торговой рекламы. Государство временно допускает существование частного собственника. При этом государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором. Для этого образован ряд крупнейших государственных синдикатов. Как следствие, в стране возрождается торговая реклама. При Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы.

Реанимация рекламы в прессе. В ноябре 1921 года в центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 году поступления рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания.



Создание рекламных контор. В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создана государственная контора объявлений «Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей.

Появляются другие рекламные конторы:

— «Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения),- коммерческое агентство «Связь» (при Наркоме почт и телеграфов, почтовая реклама);- «Викреклама» (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах);- «Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприятий);- «Мосторгреклама» (при Бюро по торговой рекламе, реклама на индивидуальных потребителей).

И по тем временам советские рекламные агентства имели немалый размах. Например, «Мосторгреклама» изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» оказывала также консультационные услуги государственным и кооперативным предприятиям.Советские львы 1920. Если бы таковые вручались, их непременно бы забрали В. Степанов, А. Левина, Л. Лисицкий, С. Игумнова, А. Мандрусова и, конечно Маяковский и Родченко.

Отдельно о творческом содружестве В. Маяковского и А. Родченко



В паре они создали более 300 работ. Причем уровень их рекламы был настолько высоким, что получил даже международное признание. Так, в 1925 году на Международной художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной медали. Их работы, выполненные для Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа, признаны классикой советской рекламы.

Сам В.В. Маяковский в статье «Агитация и реклама» писал: «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы… Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Думайте о рекламе».

Однако так, как выдающийся пролетарский поэт, воспринимали рекламу далеко не все.

«Где достать?» или «что достать?» Стоит также отметить, что советская реклама зачастую развивалась в условиях, когда актуальнее было бы сообщать с плакатов «где достать?», а не «что достать?».



Реклама проста и незамысловата. Она скорее напоминает агитационный призыв, используя в слоганах императивы: «Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампанское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах и т.п.

1935 г. — Наркомат внутренней торговли СССР издает постановление «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов».

В соответствии с этим решением создана контора «Торгреклама». Ее целями стали рекламное обслуживание производства рекламного инвентаря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюзной конторы.



Отношение к рекламе

Отношение к рекламе того периода характеризуется серьезным скепсисом. Рекламу игнорировали и хозяйственные руководители и население. Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической и капиталистической с обязательной критикой последней.



Личный переводчик Сталина В. М. Бережков вспоминает рекламу того периода в своих мемуарах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме» .



1960-е – экономический подъем в СССР. Возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары.

Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964), Союзторгреклама (1965), Главкоопторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организации «Аэрофлота», Министерства культуры и др.



Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. Скорее всего, именно это агентство упоминает Дэвид Огилви, говоря о советской рекламе: «…помимо кампаний, направленных на благие цели, например на борьбу с алкоголизмом, в Советском Союзе практически не существовало рекламы, хотя иностранным компаниям было разрешено рекламировать свои промышленные товары. Существовало даже государственное агентство, сотрудники которого отличались вежливостью, всегда были готовы помочь».



1970-е — начинается издание журналов о рекламе. Первым в 1971 г. выходит журнал «Реклама», позже — «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х — начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном – это приложения к областным и вечерним городским газетам.

1985 г. – Перестройка.



1988 г. — Закон «О кооперации». Легализация частнопредпринимательской деятельности. В новых условиях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государственные предприятия. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания).

На телевидении выходят рекламные ролики. В советской рекламе появляются копирайтеры, дизайнеры, клипмейкеры и фотомодели. Активизируется выставочная деятельность, PR-кампании, внедряется спонсорство. Назревает необходимость идентификации торговых марок, формирования фирменного стиля.



7 марта 1991 г. — Верховным Советом страны принят Закон СССР «О товарных знаках».

8 декабря 1991 г. – советская реклама прекращает свое существование.



Вернемся к вопросу был ли секс была ли реклама в Советском союзе? Рискнем сказать, что «да»:

Существовали агентства (конторы) и журналы на эту тему, существовала координирующая эту деятельность организация.
Была печатная реклама, реклама на радио и тв, реклама в транспорте.
Существовала реклама СССР за рубежом, реклама импортных товаров, адаптированная для СССР и реклама отечественных товаров для внутреннего рынка.
В СССР даже получили международную премию за печатную рекламу в 1925-м.



Да реклама, была подконтрольна гос институтам. Да она в большинстве своем была примитивна. Кстати, далеко ли сейчас наша реклама ушла от этой оценки? Да, она была развита гораздо слабее, чем на западе. И основная причина такого положения – отсутствие конкуренции и частной собственности. Но, как только рынку давали сделать хотя бы глоток свежего воздуха возрождалась и реклама.
























































































Источник: ochendaje.livejournal.com

  • +13



Понравился пост "Смеяться или плакать над советской рекламой"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку: