02 сентября 2013, 13:26

Винтажная медицинская реклама

Впервые в мире закон, регулирующий рекламу лекарственных средств, был принят в 1906-м году, а до того полнота и достоверность информации на этикетке определялась лишь честностью и богатством фантазии производителя.

Вот лишь несколько примеров странной и нелепой рекламы лекарств, по времени относящейся к концу 19-го – началу 20-го века.
GROVE` TASTELESS CHILL TONIC

«Дети и взрослые набирают вес как поросята: 20 лет на рынке, за прошлый год продано полтора миллиона бутылок тоника». Сегодня мотивация «толстеть как поросенку» звучит обескураживающее, однако в семидесятых годах 19-го века тоник Эдвина Вилей Грува предлагался на рынке как средство профилактики малярии и устранения симптомов заболевания. Тоник, изобретенный в Париже – не во французской столице, а в маленьком городке в штате Теннеси, имел сладковатый вкус и лимонный аромат, а главным действующим веществом в нем выступал хинин.

Тоник Грува действительно мог облегчить симптоматику при малярии, но в качестве профилактики он был абсолютно бесполезен, поскольку в отсутствие патогенного организма хинин проходит через желудочно-кишечный тракт в неизмененном виде, не задерживаясь в тканях.
Грув действительно продал миллионы своих бутылочек, пока его продукцию не потеснила знаменитая Кока-Кола.
COCA-COLA

«Вкусный и полезный напиток. Снимает усталость, необходим мужчинам – бизнесменам и профессорам, студентам и спортсменам. Избавляет от физического и психического истощения. Любимый напиток женщин, устраняющий жажду и дурное настроение».

Врач Джон Пембертон был ветераном Конфедерации; на пенсии он занимался производством напитков и лекарственных средств, и главным изобретением его жизни стал напиток Кока-Кола. Основным действующим компонентом нового безалкогольного напитка стали листья ореха кола, известные своим свойством лечить похмелье и возбуждать сексуальный аппетит. Следует сказать, что современный напиток Coca-Cola по вкусу и запаху не имеет ничего общего с изобретением Пембертона – это был густой сладкий бальзам, в состав которого входили десятки экстрактов душистых трав и растений. Газированным напитком Кока-кола стала случайно, однако в результате изобретатель изменил форму выпуска продукта, поняв, что продавать разведенный бальзам намного выгоднее, нежели концентрат.
CLARK STANLEY`S SNAKE OIL LINIMENT

«Мазь на основе змеиного жира – самое мощное средство от боли и хромоты. Лечит ревматизм, невралгию, ишиас, люмбаго, растяжения и зубную боль; рекомендуется при обморожениях, синяках, лихорадке и укусах насекомых и зверей. Применяется для лечения людей и домашних животных».
Закон о рекламе 1906-го года был принят, в частности, чтобы оградить потребителей от пройдох вроде Кларка Стэнли. Он продавал свою мазь, обещая избавление от десятков недугов, и говорил, что для производства снадобья используется жир, добываемый из тел китайских гремучих змей. Заявления Стэнли звучали очень убедительно, вот только проведенные анализы химического состава доказали, что при производстве лекарства ни одна (!) змея не пострадала – змеиного жира там не было вовсе, а мошенник продавал пустышку, за что ему присудили выплатить огромный штраф.
M.S BORDEN`S FATOFF OBESITY CREAM

«Чудодейственное средство для похудения – чистый, холодящий и освежающий крем для наружного применения. Без жира и масла, без запаха, не требует соблюдения диеты и физических нагрузок, доступен по цене. Восстанавливает нормальную фигуру за 30 сеансов применения, создает точеный силуэт за 60. Подходит для использования в бане». Точный состав этого средства не дошел до наших дней, но можно со 100%-ной уверенностью сказать, что оно было абсолютно бесполезно в борьбе с ожирением. Продажи таких снадобий никак не регулировались законом, и производители даже не удосуживались написать перечень ингредиентов на упаковке.
CHIN REDUCER AND BEAUTIFIER

«Уменьшитель подбородка – молодой овал лица вернется, если вы натяните струны. Профилактика и устранение двойного подбородка, уменьшение шейных лимфоузлов с помощью интенсивного массажа подбородка и шеи».
На границе 19-го и 20-го века нью-йоркский профессор Ожин Мак продавал свой «чудодейственный уменьшитель подбородка» по 10 долларов за штуку, что по нынешнему курсу эквивалентно 250 долларам, обещая не только уменьшение второго подбородка, но и более свежий цвет лица, улучшение формы и контура шеи, а также устранение морщин. Это было одно из сотен, если не тысяч абсолютно бесполезных приспособлений, популярность которых определялась их загадочным и «технологичным» внешним видом, а также полной медицинской безграмотностью потребителей. Также в историю вошли «корректоры формы носа», «аппараты по созданию ямочек на щеках» и «электрические маски для лица».
DR. WILLIAMS` PINK PILLS

«Розовые пилюли для бледных людей».
Розовые пилюли доктора Вильямса продавались в США и Канаде на протяжении всего девятнадцатого века и считались не только средством придания здорового и цветущего вида бледным личностям, но и лекарством от хореи, частичного паралича, тахикардии, невралгии и общей слабости.
На самом деле изобретателем этого средства был не мифический «доктор Уильямс», а уроженец Онтарио Джордж Т. Фулфорд. Он продал рецепт снадобья компании Dr. Williams Medicine Co., которая, в свою очередь, вложила огромные средства в рекламную раскрутку лекарства. Единственным ценным ингредиентом этих таблеток было железо, которое действительно в большей или меньшей степени помогало при анемической бледности, однако все остальные достоинства средства были выдуманы.
DR.YOUNG`S RECTAL DILATOR

«Лучшее средство для лечения геморроя и запоров – ректальные расширители. Помогает естественным процессам при хронических запорах и геморрое. Продается в магазинах медицинской техники. Расширители производятся из плотной резины и выпускаются в четырех размерах».
Пожалуй, это один из самых вопиющих примеров использования медицинской непросвещенности населения в корыстных целях дельцов от медицины. Производитель уверял, что ректальный расширитель способствует естественной тренировке внутренних тазовых мышц и тем самым служит профилактическим и лечебным средством при геморрое. Судебное разбирательство 1940-го года закончилось вынесением вердикта: ректальные расширители могут нанести непоправимый вред больному геморроем, и их производство было запрещено. Закон 1906-го года стал первым шагом к запрещению подобных негуманных и заведомо вредных экспериментов над больными людьми, однако потребовалось еще тридцать лет для того, чтобы закон начал эффективно защищать потребителей от недостоверной медицинской рекламы (речь идет о принятии первого Федерального закона США в области производства продуктов питания, лекарств и косметической продукции)

  • +8



Понравился пост "Винтажная медицинская реклама"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку: