
Надоевшая всем тема Берлинской Стены, которую с удовольствием потребляют западные туристы. Для них эта тема, особенно падение Стены, что для нас — мемориалы советским воинам.

Это работа в Кройцберге. Рядом — самые лучшие в мире ночные клубы.


Это тоже граффити в Кройцберге, если не ошибаюсь, работа была выполнена за несколько ночей, причем к утру каждой ночи она представляла собой законченное произведение. Потом на следующую ночь полностью перерисовывалось. Я сюжет интерпретирую так: современные аттрибуты успешности, как галстук и часы не делают человека свободным, мы все равно скованы, хоть порой и золотыми цепями.


Это коммерческое граффити. Скорее всего, это попытка украсить фасад, чтобы его не забомбили случайными вандальными рисунками.

«Граница проходит не между верхом и низом, а между тобой и мной». Это обновленное граффити после ремонта фасада. Оригинал звучал так: «Граница проходит не между народами, но между верхом и низом».

В п%зду «Медиашпрее». Mediaspree — мегаинвестиционный проект, предусматривающий застройку набережную реки Шпре бизнес-центрами и дорогой недвижкой, для чего придется потеснить уютные неформальные помоечки, которые сейчас находятся по берегам реки. Население против строительства, порой случаются протесты, стычки с полицией и так далее.

Десятки заброшенных мостов на Йоркштрассе, которые упоминаются еще чуть ли не у Набокова. Надпись гласит, что «Мы не хотим кусок от пирога, нам нужна вся пекарня!».


Синий ребенок от Вольфганга Ауэра.

Это картинки на стене сквота Bethanien (Вифания) в здании бывшего госпиталя. Кройцберг.




Это ворота в легендарный сквот «Кепи». Легендарен тем, что достаточно эффективно бьется за свое существование, не первый год, и пока успех на его стороне.






Популярность граффити в Берлине обсусловлена двумя факторами: много разрушенных зданий образовали боковые фасады, которые притягательны для художников и тем, что Берлин — город художников. Почему он город художников, а не, например, финансистов или успешных энтрепренеров — можно узнать на экскурсии


Клуб «Кассиопея» — там скала для альпинистов, район Warschauer Strasse, очень популярное тусовочное место. Помимо клуба тут же рядом частично заброшенное ремонтное депо, где райтеры тренируются.

Многие «уличные» художники в рабочее время творят для глянцевых журналов, например, XOOOX. Игровые руны, это когда команды райтеров соревнуются, кто круче в плане узнаваемости «забомбит» город своими творениями. Котируется труднодоступность поверхности. Например, нарисовать на фасаде заброшенного здания — легко, а на фасаде жилого — сложнее и опаснее. Покрасить поезд с-бана — особенно сложно и опасно, но это вообще отдельная категория отмороженных художников.



Например, вот тут свежая картинка, но обновляется достаточно регулярно. Вообще — граффити недолговечны. Берлин из-за активности художников постоянно преображается ибо картинки в популярных местах типа дворика Шварценберг или в Тахелесе, меняются в среднем раз в год.


Ну и конечно, покрытые толстыми слоями краски берлинские сквоты. Если здесь покопаться, можно найти что-то интересное.

Граффити через трафарет. Бывают также выполнены в виде бумажной аппликации, краской из балончика, кисточкой. Трафарет и бумажная аппликация — самые быстрые: все ингредиенты дома приготовил, потом под покровом ночи — вжик, и успел свалить, пока жильцы полицию вызывают.



Оставшие участки Берлинской стены тоже отдали художникам. К сожалению, интересного там почти нет. Отметить можно только знаменитую работу Дмитрия Врубеля — «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», также называемое «Братский поцелуй», изображающую поцелуй Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и руководителя ГДР Э. Хонеккера. Одно из самых известных граффити мира.


Все стены внутри разрисованы и обклеены работами жильцов.







Так как есть мнение, что сегодня Берлин — самый привлекательный город в Германии для инвестиций в недвижимость, то «свободных» поверхностей с каждым годом становится все меньше и меньше.