19 декабря 2010, 13:57

Диск-дирижабль SkyLifter

Под стать неимоверной тяжести поднимаемых грузов этот дирижабль имеет воистину титанические размеры. Диаметр аэростата – 150 метров. Толщина диска в центре – около 40 м. Обитаемая капсула в поперечнике достигает 15 метров, а общая высота аппарата составляет 120 м. Авторы проекта говорят, у них несколько лет ушло на то, чтобы прийти к окончательной схеме, которую мы уже привыкли называть летающей тарелкой.

Хотя базовый вариант «Скайлифтера» рассчитан на полёты в нижних слоях атмосферы, дирижабль можно будет модифицировать для подъёмов в стратосферу, – утверждают разработчики. Летающий диск интересен все направленным перемещением без разворотов, низким сопротивлением воздуху в горизонтальном полёте и безопасностью: повреждённая машина при снижении работает как гигантский парашют (иллюстрация SkyLifter). Оболочку своего дирижабля австралийская компания SkyLifter нарисовала в виде огромной линзы. Капсула, в которой находятся все основные системы, топливо и экипаж, подвешена снизу, причём на приличном расстоянии.
Такое сочетание даже незагруженной машине обеспечивает очень выгодное расположение центра тяжести — намного ниже баллона. Это гарантия хорошей устойчивости всей конструкции, которой не нужны никакие стабилизаторы. Ну а груз закреплён на тросах под обитаемой капсулой.
Продолжительность рейса этой тарелки без дозаправки должна составить не меньше суток, а возможно, и несколько дней. Запас хода – 2000 километров, круизная скорость — 45 узлов (83 км/ч). Грузоподъёмность же названа просто невероятная – 150 тонн!

С аэростатом кабину соединит гибкий сервисный ствол. Он не несёт механической нагрузки, но по нему члены экипажа смогут подниматься наверх для обслуживания и ремонта различных элементов аппарата.
Здесь же пройдут электрические кабели. Ведь верх диска покроют солнечные батареи. Они предоставят часть энергии, необходимой для «Небоподъёмника», а вторая часть поступит от дизель-генераторов (иллюстрация SkyLifter).
Как видим, австралийцы своим «Небоподъёмником» на бумаге превзошли даже канадско-американский проект мегадирижабля – там рассчитывают «всего лишь» на 40 тонн груза.
Ещё для сравнения стоит вспомнить легендарный немецкий Hindenburg, «сигару» размером 245 х 41,2 метра. Исполин обладал средним взлётным весом в 215 тонн, причём имевшийся на борту водород обеспечивал эту подъёмную силу с хорошим запасом.
Но из тех двух сотен тонн львиная доля приходилась на саму конструкцию (жёсткий каркас, мощные двигатели) плюс топливо. Полезная грузоподъёмность была куда скромнее: 10 тонн, сотня с небольшим пассажиров и членов экипажа да их ручная кладь. Выходило тонн эдак 25…

Непосредственно кабина управления – это небольшая круглая комната, выступающая снизу здоровой «бочки» жилого модуля. Её иллюминаторы обеспечивают экипажу круговой обзор и взгляд вниз, особенно ценный при установке груза точно в намеченной точке. Кроме того, дирижабль будет дополнен набором внешних видеокамер слежения с прожекторами для работы ночью.
Внизу: некоторые грузы могут быть специально спроектированы под перевозку «Скайлифтером», например – готовые здания (иллюстрации SkyLifter).
Дисковая форма «Скайлифтера», по замыслу авторов машины, избавит дирижабль от необходимости разворачиваться при манёврах и в целом облегчит подъём и спуск груза в любых условиях. А ещё сделает аппарат безразличным к боковому ветру, дующему с любого направления.

SkyLifter сможет переносить промышленные грузы или части зданий, мостов и радиовышек. Австралийская компания мечтает о заранее собранных модулях, которые легко превратить в больницы и одним махом доставить в удалённые деревни. Аналогичные сооружения можно высаживать на местах стихийных бедствий.
И такие же цилиндры, играющие уже роль мотелей, благодаря супердирижаблю будут в одну ночь вырастать на курортах, испытывающих наплыв туристов (иллюстрации SkyLifter).
Набор строп должен гарантировать дирижаблю равномерное распределение нагрузки на оболочку, что упростит её внутренний каркас и снизит вес конструкции. Сама оболочка будет выполнена из некой прочной ламинированной ткани. Капсула экипажа — это алюминий плюс композитные материалы, а несущие её стропы — канаты из синтетического волокна.

Стандартные жилые модули 25 метров диаметром и высотой в четыре этажа австралийцы намерены транспортировать без людей внутри. Персонал таких гостиниц, кемпингов, центров дайвинга или клиник прибудет на место работы другим транспортом (иллюстрации SkyLifter).
Для создания тяги и обеспечения превосходной маневренности авторы супердиска решили применить циклоидальный крыльчатый движитель Войт-Шнейдера.

Его обычно используют в водной среде как вспомогательный, а иногда и главный движитель на некоторых судах. В такой конструкции набор лопастей закреплён на вращающемся диске, причём по мере прохождения круга каждая лопасть циклически меняет угол атаки.
Три системы Шнейдера, приводимые в действие электромоторами, обеспечат новому летательному аппарату мгновенное изменение вектора тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В последнем случае движитель будет помогать машине подниматься и снижаться. Он же пригодится для торможения дирижабля в случае аварийной посадки.

Его обычно используют в водной среде как вспомогательный, а иногда и главный движитель на некоторых судах. В такой конструкции набор лопастей закреплён на вращающемся диске, причём по мере прохождения круга каждая лопасть циклически меняет угол атаки.
Три системы Шнейдера, приводимые в действие электромоторами, обеспечат новому летательному аппарату мгновенное изменение вектора тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В последнем случае движитель будет помогать машине подниматься и снижаться. Он же пригодится для торможения дирижабля в случае аварийной посадки.

В штатном режиме управлять гигантом будут два пилота, но аппарат проектируется в расчёте на возможность управления всего одним человеком. Судя по всему, обитаемая гондола сможет приютить и нескольких пассажиров, сопровождающих груз (иллюстрации SkyLifter).
Австралийский супердирижабль должен уметь взлетать и садиться в любом месте без наземной инфраструктуры. Будучи пришвартованным без ангара, SkyLifter выдержит ураганные порывы ветра до 148 км/ч, — уверяют разработчики. И вообще – обслуживание без ангара обещано как нормальный режим жизни.
Авторы проекта пишут, что их детище обеспечит не только доставку крупных и тяжёлых грузов от двери до двери без промежуточных перевалок, но и переправит такой товар с необычайно низкими затратами в расчёте на каждый килограмм.

Не исключено, что даже финальная стадия постройки машины пройдёт под открытым небом. Впрочем, если получится – ангар такому колоссу не помешает. Правда, постройка купола сама по себе окажется непростой инженерной задачей (иллюстрация SkyLifter).
Для проверки своих идей и постепенной отработки тонкостей управления дирижаблем-тарелкой австралийцы построили две экспериментальные машины.
Первой ещё год назад на свет появилась SL3 Betty. Как нетрудно догадаться, SL — сокращение от SkyLifter. Ну а тройка – это диаметр в метрах. Масштабная радиоуправляемая модель обладает полезной грузоподъёмностью 500 граммов. В движение Betty приводит классический воздушный винт.

Тарелка Betty наполнена гелием. Какой будет газ в полномасштабном образце, изобретатели пока не уточняют.

Второй пробный дирижабль, родившийся недавно, называется SL18 Vikki. Он не оснащён никакой двигательной системой, потому постоянно прицеплен тросами к земле. Увеличивая его в размерах и добавляя новые узлы, инженеры намерены постепенно натренироваться, прежде чем приступят к постройке финальной модели.

Диаметр SL18 Vikki, как вы уже догадались, равен 18 метрам (фотографии SkyLifter).

Этапы развития линейки SkyLifter (иллюстрация SkyLifter).
Не исключено и ещё более серьёзное развитие замысла австралийцев – превращение «Скайлифтера» в пассажирское судно. Тут возможны варианты. Первый – это замена обычной кабины экипажа на более крупную «бочку» Palace — своего рода мегаяхту для миллионеров.
Вторая модификация – пассажирская капсула со спальными местами на 80 человек, она названа Trekker. Во всех случаях такой аппарат несёт на борту собственную энергетическую систему, туалеты, запасы еды и питьевой воды минимум на 10 дней. Также рассматривается версия «Треккера» для коротких дневных рейсов, без кроватей, только с креслами.

Крупные жилые модули будут выступать уже не как груз, а как часть самого дирижабля, это прямые конкуренты гиганта Aircruise, тоже пока лишь нарисованного (иллюстрации SkyLifter).
Что до прототипа грузовика SL150 Lucy, то он должен появиться в течение ближайших трёх лет. А пока новаторы будут собирать и тестировать «Люси», меньшая тарелка Nikki выйдет на рынок в роли дистанционно управляемой летающей платформы. Австралийцы очень надеются, что она приведёт новых инвесторов.

  • +10



Понравился пост "Диск-дирижабль SkyLifter"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку: