Авторизация
Зарегистрироваться

Запомнить меня

15 октября 2008, 01:57

"Непотопляемый" лайнер (13 фото)

"Титаник" затонул в северной части Атлантики 97 лет назад. С тех пор, как сострил гарвардский историк Стивен Байэл, "о нем написано не намного меньше, чем об Иисусе или о Гражданской войне Севера и Юга". Существует без малого 200 книг, документальных и игровых фильмов – в том числе самая кассовая кинокартина всех времен. Историки, ученые и просто фанаты "Титаника" бурно спорят, в чем истинная причина гибели самого большого пассажирского лайнера своего времени: а именно, почему он затонул спустя каких-то два часа 40 минут после столкновения с айсбергом и унес с собой на дно 1522 жизни.






И вот оказывается, что спорили они зря. Как разъясняет в своей новой книге "Последние тайны "Титаника" Брэд Метсен, ответ на эти вопросы был дан давным-давно, по итогам конфиденциального расследования, которое провели кораблестроители, создавшие "Титаник". За истекший период специалисты накопили достаточно доказательств того, что корабль разломился не на две, а на три части и ушел под воду быстрее и накренившись под менее острым углом, чем снилось Джеймсу Камерону, а виной всему были слишком тонкие заклепки и непрочный корпус.





Но целый свод документов с верфи Harland and Wolff (Белфаст, Северная Ирландия), где появились на свет "Титаник" и другие суда его типа, свидетельствует: проблема заключалась не только в некомпетентности и некачественной работе. То была преступная халатность: кораблестроители подозревали, что корпус слишком хрупок, но проигнорировали предупреждения своего инженера, стремясь вовремя спустить "Титаник" на воду. Результаты расследования, проведенного после гибели корабля, не были преданы огласке; руководство Harland and Wolff допустило, чтобы после двух официальных правительственных расследований вина за кораблекрушение была возложена на капитана "Титаника". Иначе судебные иски многочисленных жертв повлекли бы за собой банкротство владельцев "Титаника" – в том числе Дж. П.Моргана.





В период, когда сотни лайнеров ежегодно перевозили через Атлантику миллионы людей, кораблекрушения не были чем-то из ряда вон выходящим. Пока строился "Титаник", известие о столкновении двух роскошных лайнеров "Репаблик" и "Флорида" в водах близ Нэнтакета, штат Массачусетс, попало на первые полосы газет по всему миру. Оба судна получили намного более серьезные повреждения, чем те, что погубили "непотопляемый" "Титаник".





Но "Флорида" своим ходом добралась до Нью-Йорка, а "Репаблик" оставался на плаву 38 часов, и все 750 пассажиров были спасены. Почему судьба "Титаника" сложилась намного хуже, доселе оставалось загадкой. И лишь в 2005 году водолазы, работавшие с Метсеном, обнаружили два крупных куска килевой части корабля. На основе этих материалов ученые смогли установить, что лайнер действительно погубили его непрочный корпус и слабые заклепки.





Но только нам стало известно, что кораблестроители знали об этих изъянах заранее. Узнав о находках Метсена, бывший архивариус Harland and Wolf, а ныне пенсионер Том Маккласки отыскал подробности расследования, которое компания провела в 1912 году. Все это время его результаты утаивались. "Наши выводы, сделанные в результате анализа новонайденных фрагментов корпуса, полностью совпали с теоретическими предположениями специалистов с Harland and Wolff, основанными на их доскональных познаниях о конструкции корабля, – говорит Метсен. – Маккласки сказал, что ждал, пока кто-нибудь догадается, дабы передать документы этому человеку".





Команда водолазов и ученых под руководством Метсена, и инженеры с Harland and Wolff заключили: будь корпус и заклепки прочнее, "Титаник" продержался бы на плаву намного дольше, а значит, жертв было бы намного меньше. (После этого Harland and Wolff модернизировали корпус однотипного корабля, построенного раньше "Титаника", снабдив его дополнительной стальной обшивкой. Лайнер "Британик" – корабль того же типа, который на момент гибели "Титаника" еще не сошел со стапелей, – инженеры построили, исходя из первоначального проекта.)





"Титаник" был детищем лютой конкуренции, толчком к которой стал рост прибыльности морских перевозок после Испано-американской войны. Надеясь сделаться хозяином Северной Атлантики, Дж. П.Морган приобрел контрольные пакеты ряда британских и американских пароходств. Федеральное правительство США помогало ему, предоставляя субсидии и налоговые льготы. Британское правительство в ответ выдало субсидию Cunard Shipping – одной из немногих компаний, которые воспротивились поглощению со стороны Моргана. "Огромные деньги закачивались в отрасль, деятельность которой практически не регулировалась", – отмечает Метсен.





Обшивку корпуса сделали на четверть дюйма тоньше, а заклепки – на одну восьмую дюйма тоньше, чем предусматривалось в первоначальном проекте. Благодаря этому судно стало легче на 2500 тонн и смогло пересечь Ла-Манш быстрее конкурентов. Поскольку стандарты кораблестроения отстали от жизни – особенности крупногабаритных кораблей в них не учитывались – изменения не выходили за рамки тогдашних стандартов. "Они просто старались угодить заказчику, – поясняет Метсен. – Если бы Дж. П.Морган захотел корабль из папье-маше, они бы сделали из папье-маше". К счастью, такого корабля он все-таки не заказал.





Дополнительные версии по поводу причин аварии.

Маневрирование

Существует мнение, что если бы Мэрдок не отдал приказ дать задний ход сразу же после команды «право на борт», «Титаник» наверняка избежал бы столкновения (потому что реверс влияет на эффективность руля). При этом упускается из внимания время, необходимое на выполнение команды. На это требуется не менее 30 секунд и команда наверняка была принята с задержкой — команды для машинного отделения в пути следования лайнера отдаются редко (последняя была отдана за три дня до этого), так что у машинного телеграфа никто не стоит. Команду просто не успели выполнить, иначе «Титаник» испытал бы сильную вибрацию, но о ней никто не упоминает.

Что было бы, если бы руль не был переложен? «Вайлдинг, кораблестроитель из Белфаста, вычислил, что нос судна при этом вмялся бы на 25—30 метров, но судно бы не погибло. Это была бы мгновенная смерть для тех, кто в это время находился в носовой части судна, но погашение инерции хода было бы довольно медленным, сравнимым с едущим на такой скорости автомобилем, у которого мгновенно выжали до упора тормоза» — сообщает Барнаби. Но Мэрдок не располагал возможностью измерить расстояние до айсберга и не мог знать, что предпринятый им манёвр не удастся, вряд ли его можно упрекать в том что он не отдал команду, заведомо убившую бы большое количество людей.






Радисты

Внутренняя система связи лайнера была крайне неудовлетворительной, прямой связи с капитаном не было — все сообщения ему необходимо было докладывать устно. Причина заключалось в том, что, радиотелеграфная станция, как например зимний сад или детские песочницы, считалась роскошью, и основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров — известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой.

К сожалению, радиожурнал с «Титаника» не уцелел, но по сохранившимся записям с различных судов, имевших связь с лайнером, удалось более или менее восстановить картину работы радистов. Сообщения о дрейфующих льдах и айсбергах начали поступать уже утром рокового числа — 14 апреля, указывались точные координаты зоны повышенной опасности. Но «Титаник» продолжал гнать дальше, не сворачивая с курса и не снижая скорости. В 19:30 пришла в частности телеграмма с транспортного судна «Месаба»: «Сообщаю о льдах от 42 градусов до 41 градуса 25 минут северной широты и от 49 градусов до 50 градусов 30 минут западной долготы. Видел большое количество айсбергов, ледяные поля». В это время старший офицер связи «Титаника» Джек Филлипс трудился на благо пассажиров, передавая на станцию мыса Рас неиссякающий поток посланий, тогда как самое важное сообщение так до капитана и не дошло, затерявшись в бумажном ворохе — радист «Месабы» забыл пометить сообщение как «Ice Report» c префиксом MSG, что значило «лично капитану». Эта маленькая деталь с лихвой перекрыла самоотверженную работу Филипса.

С другой стороны, 14 апреля помимо этого сообщения было получено ещё несколько предупреждений об айсбергах с других кораблей. Капитан принял определённые меры, в частности, офицеры были устно и письменно предупреждены об опасности, а вперёдсмотрящим было приказано искать льдины. Поэтому нельзя сказать, чтобы капитан Смит не знал о льдинах.





Айсберг

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего (по многим свидетельским показаниям, бинокли были только на отрезке Белфаст-Саутгемптон, после этой остановки Хогг по приказу капитана почему-то сложил их в его кабине). Есть мнение, что имея бинокль, вперёдсмотрящий, несмотря на безлунную ночь, заметил бы айсберг не за полмили (926 м), а за 2 или 3 мили (4—6 км). С другой стороны, бинокль сужает поле обзора, поэтому его используют лишь после того как вперёдсмотрящий что-то заметил.

Если бы на море было хоть небольшое волнение или зыбь, он увидел бы белые барашки у «ватерлинии» айсберга. Как позже стало известно, «Титаник» столкнулся с «чёрным» айсбергом, то есть с таким, который недавно перевернулся в воде. Обращённая к лайнеру сторона имела тёмно-синий цвет, из-за этого не было отблеска (нормальный, белый айсберг при подобном условии мог быть замечен за милю).





Плавучесть

Лайнер не был рассчитан на затопление всех первых пяти отсеков. Такая конструкция хоть и возможна, но чрезвычайно дорога — единственный корабль, построенный так, «Грейт Истерн», был экономической катастрофой. Кроме «Титаника», в мирное время ни один корабль не терпел таких повреждений.

Подмена кораблей

В 1911 году во время ходовых испытаний «Олимпик» столкнулся с английским крейсером, последний при этом чудом остался на плаву. «Олимпик» же получил повреждения. «Уайт Стар Лайн» к тому времени уже несла финансовые потери, а страховка за корабль вполне могла покрыть все убытки, достаточно было лишь чтобы корабль получил ещё большие повреждения (которые бы однако не сказались бы на его плавучести). Сходство «Олимпика» и «Титаника» породило легенду, согласно которой у кораблей поменяли местами названия и в трагический рейс направился на самом деле «Олимпик». Это бы объяснило многие факты: отсутствие биноклей у вперёдсмотрящих, реверс во время уклонения от айсберга, высокая скорость. Одним из поводов для этой версии также послужила разделка «Олимпика» в 1925 году (т.е. всего через 14 лет службы) на металлолом.

Снижение скорости или обход поля айсбергов

Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут. Но это было стандартной практикой в те времена. Так, во время расследования обстоятельств гибели «Титаника» капитан Жерард Аффельд (Gerhard C. Affeld), командовавший 5 трансатлантическими судами, показал, что, получив предупреждения об айсбергах, он никогда не менял маршрут и снижал скорость лишь в случае тумана или плохой погоды. Он изучал судовые журналы вверенных ему судов. Согласно этим журналам, другие капитаны, получив предупреждения об айсбергах, тоже не меняли маршрут и, как правило, не снижали скорость.[6] С другой стороны, не все следовали такой практике: ближайшее к «Титанику» судно «Калифорниэн», добравшись до поля айсбергов, остановилось на его границе (и передало «Титанику» предупреждение, которое было проигнорировано).

Новость подготовлена по материалам Inopressa.ru и wikipedia

источник




Понравился пост ""Непотопляемый" лайнер (13 фото)"? Поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку:



Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Всем интересно ваше мнение об увиденном. Для написания комментария, пожалуйста, зарегистрируйтесь!